Наверх

Абонемент № 4. Шедевры мировой классики.

Абонемент № 4. Шедевры мировой классики. Добавить в свой календарь

Абонемент № 4. Шедевры мировой классики.

Событие состоялось 21 ноября, пт, 19:00
ГКЗ «Башкортостан» , ул. Ленина, 50
+7 (347) 273‒78‒89
1200-2880
6+

Шедевры или шлягеры? Программы этого цикла объединяет невероятная привлекательность, красота и запоминаемость. Они дарят ощущение безмерной благодарности Вселенной за удивительный подарок — музыку!

В состав абонемента входят концерты:
— 20 ноября 2025, 19:00. Бетховен, Гайдн
Госоркестр РБ представляет концерт симфонической музыки в рамках абонемента № 4 «Шедевры мировой классики».

В программе:
Бетховен. Симфония № 1 до мажор, op. 21
Гайдн. Симфония № 103 ми-бемоль мажор «С тремоло литавр»

Работу над Первой симфонией Бетховен начал в 1799 году, а завершил следующей весной. Это было самое безмятежное время в жизни композитора, который стоял на самой вершине тогдашней музыкальной Вены — рядом с прославленным Гайдном, у которого одно время брал уроки. Премьера Первой симфонии, состоявшаяся в Вене 2 апреля 1800 года, стала событием не только в жизни композитора, но и в музыкальной жизни столицы Австрии. Это был первый большой авторский концерт Бетховена, так называемая «академия», свидетельствовавший о популярности тридцатилетнего автора: одно его имя на афише обладало способностью собрать полный зал. Поражал состав оркестра: по мнению рецензента лейпцигской газеты, «духовые инструменты применены слишком обильно, так что получилась скорее духовая музыка, нежели звучание полного симфонического оркестра». Бетховен ввел в партитуру два кларнета, что тогда еще не получило широкого распространения, Моцарт использовал их редко; Гайдн впервые сделал кларнеты равноправными участниками оркестра лишь в последних Лондонских симфониях. Бетховен же не только начал с такого состава, которым закончил Гайдн, но еще и построил ряд эпизодов на контрастах духовой и струнной групп.

Симфония № 103 ми-бемоль мажор «С тремоло литавр» — одиннадцатая из двенадцати лондонских симфоний Йозефа Гайдна и предпоследняя в его творчестве. Премьера состоялась 2 марта 1795 года в Лондоне. Симфония написана для парного состава оркестра (2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры и струнные). Название «С тремоло литавр» симфония получила благодаря вступлению к первой части. Темы симфонии близки народным немецко-австрийским и хорватским мелодиям. Лондонские симфонии стали итогом симфонического творчества Гайдна. В них наиболее ярко выражены характерные черты классической симфонии — четырёхчастный сонатно-симфонический цикл с определёнными функциями каждой части, особенности строения, формы. Эти симфонии являются одной из вершин венской классической школы. Исполнение состоялось под руководством концертмейстера, скрипача Джованни Баттиста Виотти и Гайдна, который сидел за фортепиано.
С момента премьеры симфония «С тремоло литавр» стала одной из самых популярных среди симфоний Гайдна.

За дирижерским пультом — главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий Крюков.

— 8 апреля 2026, 19:00. Гастрольный тур
Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 4 «Шедевры мировой классики»

Дирижер — народный артист РБ Дмитрий Крюков.

— 5 июня 2026, 19:00. Моцарт
Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 4 «Шедевры мировой классики»

В программе:
Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер», увертюра к опере «Дон Жуан», Концерт для кларнета с оркестром

Солист — народный артист РБ Артур Назиуллин (кларнет).

Увертюра к опере «Дон Жуан» была написана В. А. Моцартом всего за одну ночь накануне премьеры и стала очередным доказательством музыкального гения автора. Почти не имея непосредственных тематических связей с материалом оперы, она, тем не менее, превосходно настраивает на ее атмосферу. В соответствии с жанровым обозначением «Дон Жуана» — Dramma Giocoso, или «трагикомедия», — она воплощает дуализм этих начал как «борьбу и единство противоположностей». Трагический аспект — ре-минорная сфера Командора, прежде всего из финальной сцены явления его статуи, как музыка загробного мира. А на другом полюсе — солнечный ре мажор, обобщенно передающий дон-жуановскую «жажду жизни» и его погоню за земными наслаждениями.

Симфония «Юпитер» была закончена В. А. Моцартом 10 августа 1788 г. В этой симфонии Моцарт стремится отойти от личного, субъективного. Горделиво-величественная, симфония носит такой же оптимистический характер, предвосхищая симфонии Бетховена героическим складом, совершенством, сложностью и новизной приемов композиции.

В основе этой симфонии, получивший название «Юпитер» (есть сведения, что название «Юпитер» ей дал Дж. Саломон, известный английский скрипач и антрепренер, через несколько лет организовавший концерты Й. Гайдна в Лондоне) за невиданный прежде величественный масштаб, грандиозность замысла и эпическую стройность воплощения, лежат торжество и героика. Её мужественная, приподнято-праздничная музыка напоминает страницы бетховенских симфоний с их героикой, стойким оптимизмом, ярким волевым началом. Чайковский, очень любивший творчество Моцарта, называл эту симфонию «...одним из чудес симфонической музыки».

Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор, был одним из последних В. А. Моцарта, самым известным концертом в репертуаре кларнетистов. Композитор создал Концерт в 1791 г. для своего друга, известного австрийского исполнителя А. Штадлера. Моцарт сохраняет здесь традиционный трехчастный цикл (Allegro-Adagio-Rondo), как бы подводя итог жанру инструментального концерта в своем творчестве.
Случайно или нет, но многие страницы Концерта исполнены невыразимой грусти, как будто композитор предвидел свою скорую кончину. Темы, звучащие в каждой из частей, выразительны и проникновенны: здесь представлено драматическое и лирическое начало, философское раздумье и пейзажность. Особую роль в Концерте играет вторая, медленная часть, в которой сосредоточен основной образный смысл произведения — нежная лирика, смирение, возвышенность. Заключительное Рондо, подчас несущее у Моцарта юмористическое начало, здесь основную скерцозную тему (рефрен) чередует с разными по характеру эпизодами, в том числе и драматическими. Композитор отказывается от традиционных развернутых сольных каденций, но дает возможность исполнителю продемонстрировать многообразие звучания сольного инструмента.

Дирижер — народный артист РБ Дмитрий Крюков.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.


Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!