Весна священная. Петербургские сумерки
«Весна священная» — один из ранних спектаклей Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. И первая «Весна священная», поставленная в нашей стране, что в 1956 году было достаточно смело. Ведь Игорь Стравинский на тот момент был еще полузапрещенным в Советском союзе композитором, а музыка его выглядела слишком сложной.
Но именно с музыки началось знакомство хореографов с этим спектаклем. Впервые они услышали «Весну священную» Игоря Стравинского в Париже во время гастролей. Купили пластинку, проигрыватель и вместе с Геннадием Рождественским слушали ее в номере. Тот объяснял, как в ней все устроено, что это музыка «не сложная, а сложносочиненная».
Касаткина и Василёв тщательно готовились к постановке. Они нашли возможность изучить книги о древней Руси из Ленинской библиотеки. В своей работе они использовали записи о старинных обрядах. Еще одним источником стало для них наблюдение за пластикой животных. В результате получилось действо о языческой Руси, где они нашли свой яркий пластический язык, впервые у них появляется откровенная эротика. Симбиоз музыки, драмы и хореографии оказывает на зрителя мощное воздействие, пробуждает первобытные чувства. Интересно, что партию Бесноватой, Наталия Касаткина поставила для себя и теперь трепетно передаёт её новым исполнительницам.
Счастливой судьбе балета поспособствовал Игорь Моисеев, когда тайком устроил закрытый показ знаменитому американскому импресарио Солу Юроку. Тот был настолько впечатлен, что заявил о желании открывать гастроли театра в Америке этим спектаклем. За пульт он планировал поставить самого Стравинского. Спектакль с большим успехом показали на гастролях, правда прекрасному замыслу со Стравинским сбыться было не суждено.
Екатерина Фурцева, министр культуры, заявила, что «нечего этому эмигранту примазываться к нашему великому советскому искусству!» Да и Касаткина с Василёвым попали после этого в опалу у властей. В 1979 году балет был поставлен в Ленинградском Малом (Михайловском) театре оперы и балета.
«Петербургские сумерки». Это история о том, как полные надежд мальчик и девочка попадают в город. А тот, подминая их под себя, разрушает все их мечты и идеалы.
Наш герой шёл по унылым дождливым петербургским проспектам, когда его внезапно пронзила невыносимая мысль, что город отобрал у него жизнь, отнял мечту, лишил идеалов и теперь все, что ему остается — влачить убогое существование рядом с тысячами себе подобных, лишь пытающихся выглядеть благополучными, а внутри глубоко несчастными.
Когда-то он увидел в своей возлюбленной идеал. Но сегодня, став спутницей его жизни, она постоянно терзает его, томимая ощущением никчемности собственного бытия и потребностью в любви. Ей тоже постоянно является призрак померкшей мечты и утраченных идеалов.
Герой пытается спасти свою мечту от уничтожающего её города, вновь обрести в душе гармонию, вернуть то чувство полёта, которое окрыляло его в юности. Но он уже не тот. Мечты и идеалы, приводившие его раньше в трепетный восторг, теперь вызывают лишь раздражение и агрессию.
Герой хочет убежать от себя настоящего, пытается перенестись в прошлое, стать таким, каким был в юности. Чудесным образом оказавшись в прошлом, он встречает себя и свою возлюбленную — юных, романтичных и искренне устремлённых к счастливому будущему.